Зеркало в гипсовой оправе своими руками
Трудно представить себе квартиру без зеркала — овального, прямоугольного. Естественно, в раме. Однако даже простая пластиковая рама обойдется недешево. Мы предлагаем альтернативный способ: окантовать зеркало гипсовым багетом прямо на стене. А затем покрасить его — для имитации старинной рамы.
Стильный интерьер всегда в моде. Немного труда — и простое зеркало будет смотреться по-новому благодаря двойной гипсовой раме — из ровного багета и лепного, с цветным орнаментом и розетками по углам.
История человечества знает десятки разных архитектурных или мебельных стилей. Готика и барокко, ампир и рококо, классика и чиппендейл. Один стиль — сама строгость. Другой — изящество, переходящее в откровенную чувственность. Третий стиль предполагает множество украшающих элементов. Стили менялись, отражая вкусы текущей эпохи. А вкусы у каждого свои: кто-то чувствует себя комфортно в пустых геометрических пространствах, а у кого-то квартира украшена картинами, цветами, портьерами.
Поэтому, если вы не абсолютный аскет в эстетическом восприятии окружающего, зеркало, просто повешенное на стену, будет вызывать у вас чувство некой незавершенности. Вы не сможете спокойно в него смотреться до тех пор, пока как-то его не украсите. Все равно чем — резной рамой или рисунком на стекле, розетками по углам или полупрозрачной занавеской. Советуем остановиться на раме, сделанной из гипсового багета и снабженной гипсовыми розетками по углам.
Гипс — древний декоративный материал. Из него резали скульптуры, создавали фризы, капители, карнизы. Древние египтяне пользовались самым высококачественным видом гипса — алебастром — для изготовления чаш и блюд. Алебастровый камень ослепительно бел и легко режется, но при этом достаточно прочен. Тонкие стенки алебастровых сосудов были почти прозрачны на просвет и светились мягким, чуть розоватым цветом. Развитие промышленной химии в конце XIX века вдохнуло в гипс второе дыхание, сделав его практически незаменимым для человечества материалом. Гипс используется в сельском хозяйстве (гипсование почв), медицине (гипсовые повязки), но основное его применение — строительство и отделочные работы.
Редкий человек не слышал о гипсокартоне, лепнине или гипсобетоне. Все эти применения гипса стали возможны из-за его внутренних, химических свойств. В молекулу природного гипса входят две молекулы воды. Если воду выжечь при температуре 140-180°, а затем минерал мелко смолоть, получится порошок, который при соединении с обычной водой кристаллизуется, снова обращаясь в камень. Кстати, на таком же химическом принципе основано превращение цемента в бетон, разница только в количестве молекул воды — цемент требует их целых десять.
Чтобы работа шла быстрее, профили, нарезанные на отрезки требуемой длины, должны быть под рукой.
Шаг 1
На месте расположения зеркала и багетной рамы обои необходимо отмочить и аккуратно удалить шпателем.
Шаг 2
Оштукатуренную стену перед нанесением клея нужно обработать грунтовкой глубокого проникновения.
Шаг 3
Зеркало клеится к стене силиконовой мастикой, которая наносится полосками с интервалом в 5 см.
Шаг 4
Чтобы зеркало при креплении не «сползло» вниз, нужно прикрепить к стене планку в качестве стопора.
Шаг 5
Гипсовые профили клеятся к стене либо специальной шпаклевочной массой, либо разведенным гипсом.
Шаг 6
При наклеивании багета на стенку клеящая масса обязательно должна выступить по краям профиля.
Шаг 7
Выступившую шпаклевочную массу необходимо аккуратно удалить с помощью штукатурного мастерка.
Шаг 8
Чтобы кромки багета были чистыми, нужно обработать их водой. Ис-1 пользуйте для этого кисть и губку.
Шаг 9
После окончательного высыхания: клея все соединения и выступы можно отшлифовать, а затем покрасить.
Шаг 10
Если белый цвет гипса вас не устраивает, можно оттенить его — нанести нежные акварельные тона.
Водную взвесь гипса в воде легко разливать по формам, получая отливки нужной конфигурации. Можно, например, создавать тонкие стенки для получения прочных теплоизолирующих поверхностей. Или заполнять пустоты, случайно возникшие во время строительных работ. Уже через каких-нибудь десять минут гипс становится твердым. Неотъемлемым технологическим качеством работы с гипсом является то, что при кристаллизации он несколько увеличивается в объеме. Именно поэтому для отливки лепнины, барельефов и карнизов из гипса используют формы, изготовленные из мягкого материала — формо-пласта, например. Из такой формы отливка легко вынимается после затвердевания. Кстати, если вас не устроит художественное или техническое качество имеющейся в продаже готовой гипсовой лепнины, вы всегда сможете отлить ее самостоятельно. Нужно только приобрести в специализированном магазине подходящую матрицу из формопласта.
Начнем с приклеивания к стене зеркала. Если на стенах есть обои, последние необходимо убрать. Приложив зеркало к стене — для этой операции вам понадобится помощник, — обрисуйте его контуры, а затем прорежьте обои по отмеченным линиям специальным резаком. Смочите обои водой, и после того, как они достаточно пропитаются, с помощью шпателя аккуратно удалите их. Оштукатуренную стену перед нанесением на нее клея нужно тщательно обработать грунтовкой.
Вообще говоря, есть правило, которое стараются соблюдать те, кто имеет дело с покраской или поклейкой. Грунтовать поверхность нужно составом, «родственным» составу клея или краски, которыми вы впоследствии будете покрывать поверхность. Если такового нет под рукой, можно развести имеющийся клей или краску его «родным» растворителем и загрунтовать стену этим раствором. В нашем случае зеркало к стене клеится силиконовой мастикой. Советуем предварительно нанести на стену так называемую грунтовку глубокого проникновения. Она не содержит специальных растворителей, практически не имеет запаха и быстро сохнет. Консультанты строительного супермаркета, где вы будете приобретать материалы, охотно подскажут, какая грунтовка вам подойдет.
Клеится зеркало к стене, как мы уже сказали, силиконовой мастикой, которая наносится на поверхность вертикальными полосками на расстоянии 5 см друг от друга. Для того чтобы зеркало не сползло вниз, по нижнему краю свободного от обоев пространства в качестве стопора к стене крепится вспомогательная деревянная рейка, которую впоследствии — после высыхания клея — снимают. Посаженное на мастику зеркало необходимо зафиксировать. Делается это скотчем или каким-нибудь габаритным предметом, который вы сможете установить так, чтобы он прижимал зеркало к стене, не слишком на него надавливая.
Обрамление зеркала
После окончательного высыхания мастики можно приступить собственно к созданию рамки. На подготовительном этапе работы нужно заготовить соответствующие профили: гладкие отделочные и фигурные декоративные. Нарежьте их согласно необходимым размерам и разложите в порядке, удобном для выполнения работ. Гипсовые профили наклеиваются непосредственно по периметру зеркала. Отделочные профили из гипса выпускаются разной ширины, толщины и длины. Отпилить гипсовый багет под углом 45° обычной ножовкой (лучше по металлу) не составит труда. Размеры вашего зеркала продиктуют, какой длины нужно заготовить профили.
Чем клеить? Можно приобрести специальную шпаклевочную массу или обойтись самым обычным гипсом, разведя его в воде до консистенции густой сметаны. Поскольку гипс быстро схватывается, в воду можно добавить клей ПВА. Дело в том, что ПВА полимеризуется гораздо медленнее, чем схватывается гипс, и потому даст вам возможность спокойно, не торопясь, произвести наклеивание профилей. С другой стороны, ПВА при отвердевании уменьшает свой объем, тогда как гипс — увеличивает. Таким образом, они как бы компенсируют друг друга, оставив конечный объем неизменным. Шпаклевочные массы известных производителей для удобства использования имеют более продолжительный период схватывания.
Профили должны быть прижаты к стене так плотно, чтобы по их краям выступила шпаклевочная масса. Пока она окончательно не загустела, ее излишки удаляют шпателем или мастерком.
Декоративные гипсовые профили клеятся к стене точно так же, как и отделочные. Основное внимание при проведении этой операции должно быть уделено подготовительному этапу — отрезанию профилей нужного размера. Здесь важно соблюсти правильное соотношение размеров — зеркала и декоративной рамы. Скажем, если зеркало имеет размеры 140×50 см, то декоративные багеты можно наклеить сверху и по боковым сторонам, отступив от отделочного багета на расстояние 9,5 см. Нижний же профиль наклеивается на расстоянии 12 см, так как мы вмонтируем на этом пространстве добавочный декоративный элемент в виде горизонтальной розетки. Клеится он так же, как и фигурные профили. Однако место его нахождения должно быть четко вычислено и намечено — ошибки здесь особенно бросаются в глаза.
Аккуратно убрать шпаклевочную массу по контуру декоративного багета простым мастерком гораздо сложнее, чем в случае ровного профиля. Поэтому здесь придется использовать губку, обильно смоченную водой, и кисть с жесткой щетиной. Заодно почистите и весь багет, если при наклеивании вы случайно его загрязнили. После окончательного высыхания шпаклевочной массы и самого багета, его можно добавочно отшлифовать мелкой наждачной бумагой. Особенно это касается случая, если вы решили дополнительно — для достижения особого художественного эффекта — покрасить гипсовую лепнину. Красим гипсовую лепнину.
Самый простой способ окрасить гладкий отделочный гипс — это взять губку, смоченную краской выбранного вами цвета, и аккуратно провести ею по сухому профилю. Насыщенность цвета, полученного в результате этой операции, будет зависеть от приложенного вами давления и, естественно, от густоты самой краски. Сухой гипс легко впитывает влагу, а с ней и краску, и сделать его тон менее насыщенным после однажды уже положенного цвета никаким способом не удастся. Поэтому, прежде чем приниматься за окрашивание, разведите краску — желательно взять для этой цели акварель — и попробуйте осуществить вашу художественную идею на остатках багета.
Разводить краску нужно до самого бледного оттенка. Именно поэтому мы советуем вам воспользоваться акварелью с ее нежными, полупрозрачными тонами. Неизбежно неоднородное прижимание губки к багету при этой операции придаст его поверхности легкий налет рукотворности, в отличие от ровно-механического заводского исполнения. А количество краски, которую вы наберете на губку, определит длину разово окрашенной поверхности. Поэтому старайтесь набрать столько краски, чтобы ее хватило на всю длину уже заготовленного багета.
Ведь вторичное касание губки приведет к удвоению цветовой насыщенности окрашенной поверхности. При подобной операции с фигурным багетом, имеющим, естественно, выпуклые элементы, следует ограничиться аккуратным тампонированием только их. Окрашенные выпуклости придадут багету еще более объемный вид. Применение разноцветных красок в этом декоре — операция, требующая недюжинного художественного вкуса. Можно испортить все впечатление от уже практически законченного оформления. Яркие краски, расположенные рядом, могут создать впечатление безвкусицы или просто цветовой какофонии. Так что не спешите, ведь всегда можно положить краску второй раз, усилив тем самым цветовое звучание.
Багет, имитирующий золоченую старинную раму, особенно хорошо будет смотреться в интерьере, который оформлен темной древесиной. Имитация золочения включает в себя несколько этапов. Вначале нужно прогрунтовать гипс светло-серой акриловой краской. После того, как краска высохнет, скомканным куском тонкого шелка нанесите на нее золотую акриловую краску. Слой краски, нанесенной шелком, в отличие от кисти, будет неоднороден по толщине и потому сквозь него кое-где проступит серый фон, что как нельзя лучше сымитирует потертость золота. Затем сильно разбавленной темно-зеленой акриловой краской перекройте уже высохшую золотую.
Дождитесь, пока краска окончательно высохнет, и увлажненной кистью слегка размажьте ее. Слой зеленой краски после этой операции должен получиться неравномерным, и поверхность будет еще более напоминать старинную патину. Для окончательного закрепления эффекта багет необходимо вскрыть бесцветным лаком. Придание фигурным гипсовым поверхностям древесной фактуры — это кропотливый и требующий определенных специальных знаний процесс. Можно обработать гипс так, что его поверхность будет напоминать простой дуб или мореный, ясень или ольху.
Узорные профили из жесткого пенопласта могут придать современному помещению оригинальный дизайн, изысканность и очарование старинных залов, а рельефная структура окрашенных профилей превратит простые полки в эксклюзивные детали стильного интерьера.
Шаг 1
Нужно окрасить профили в тот же тон, что и стены. Затем равномерно нанести на них шпаклевочную массу.
Шаг 2
Поверхность профиля протирается увлажненной губкой до тех пор, пока не покажется краска основного тона.
После того как краска фона высохнет, нанесите куском тонкого шелка золотую акриловую краску.
Для обеспечения прочности карнизов багет клеится на специальный каркас — уголок из ДСП.
Шаг 1
Чтобы нанести на гипсовые профили краску нежных, тонов, проведите смоченной в краске губкой по багету.
Шаг 2
Для окраски выпуклых элементов; орнамента нужно аккуратно тампонировать губкой поверхность профиля.
Однако технология подобных имитаций требует отдельного большого и практически профессионального разговора. Другое дело — имитации, разработанные производителями. Профили из жесткого пенопласта, имеющие узор, придадут обычному современному помещению вид и очарование старинных залов. Это могут быть потолочные молдинги или карнизы для узких полок, розетки вокруг люстр или фризы по периметру помещения, проходящие под потолком. Однако нужно помнить, что высота помещений, в которых красиво будут смотреться потолочные молдинги, выполненные в античном стиле, должна составлять не менее 2,8 м. Ведь наличие потолочного молдинга зрительно уменьшает высоту помещения.
Поскольку профили из пенопласта имеют белый цвет, вначале их необходимо окрасить. Есть две точки зрения на то, в какой цвет лучше красить багет: в цвет потолка или в цвет стен, — если, конечно, они имеют разные цвета. В одном случае узор зрительно будет продолжать потолок, а в другом — стенку. Сами же профили играют роль своеобразной рамы — в одном случае стенной, в другом — потолочной. Что вам подходит больше, решайте сами. После высыхания багета по всему его узору необходимо равномерно нанести шпаклевочную массу, разведенную до консистенции сметаны и окрашенную в цвет, противоположный только что использованному. Не дожидаясь, когда шпаклевочная масса окончательно затвердеет, ее протирают влажной губкой до тех пор, пока выпуклые части узора не освободятся от нее и не проявится скрытый шпаклевкой багетный узор с его основным цветом. Затем профиль, розетка или фриз клеится монтажным клеем в том месте, которое вы наметили.
Технологическое замечание, касающееся оформления багетом узких карнизов. Ни один клей, которым вы наметили приклеить к стене нижнюю часть гипсового, пенопластового или деревянного багета, не сможет выдержать нагрузку, создаваемую предметами, стоящими на карнизе. Поэтому для обеспечения прочности таких карнизов багет клеится на специально каркас — уголок, сделанный из полосок ДСП.
Стянутые между собой шурупами и склеенные добавочно по всей кромке их соединения, полоски эти нижней своей частью крепятся к стене шурупами и дюбелями. А уже затем на этот укрепленный уголок клеится багет. Верхняя часть уголка, укрепленного таким образом, будет «столешницей» вашего карниза. Теперь, когда вы ознакомились практически со всей технологией оформления гипсовым багетом стен, потолков, карнизов, вам осталось только одно — выбрать стиль, наиболее подходящий вам по ощущению комфортности, красоты и уюта. Выбирайте: рококо или классицизм, ампир или чиппендейл... Иначе говоря — строгость или роскошь? Мы не сомневаемся, вы примете правильное решение.